Отчёт о водном походе (сплаве) проекта, поддержанного Фондом Президентских Грантов «Мы-за чистую Россию!!!»

 

14.06.2019г.- Прибыли на точку сброса н.п. Спас-Клепики. Приступили к развертыванию лагеря.

15.06.2019г. – Находимся на прежнем месте. Приступили к сборке плавсредств – 2 больших катамарана, 2 рафта Тритон 460, 1 рафт Триал 550. К 20.00 все плавсредства собраны и укомплектованы спасательными средствами.  В 15.00 в расположение лагеря прибыло руководство заповедника. Проведены необходимые переговоры, достигнуты договоренности. Нам разрешено нахождение в заповеднике на весь срок реализации проекта.

16.06.2019 г. – 9.30 вышли на воду, начали движение. Подошли к завалу на раздвоении реки у населенного пункта Подгорье. Река пробила русло по правому рукаву и большой завал оказался в левом не рабочем рукаве. Однако правый рабочий рукав реки преграждали коряги как частокол. За два с небольшим часа русло нами было вычищено. Продолжили движение. Подошли к мосту у населенного пункта Заводская слобода. Все пролеты моста были забиты деревьями. При причаливании подводной корягой пробили большой рафт Триал 550. В связи с большим завалом и ремонтом рафта приняли решение остановится на сутки.

17.06.2019 г.- 8.00 подъем. Ремонтируем рафт, разбираем завал. К 20.00 вычистили два пролета моста, отремонтировали рафт. Сотовая связь отсутствует.

18.06.2019 г. —  9.30 вышли на воду начали движение. Опаздываем от графика на одни сутки. Движемся очень медленно из-за наличия подводных коряг, мелей(в этом году река Пра рекордно обмелела) по пути разбираем небольшие завалы, отдельные коряги. Очень опасны повороты, из-за сильного течения заходишь в поворот на большой скорости, там обязательно торчащие из воды коряги. К 15.00 подошли к большому завалу у н.п. Ювино. Завалу больше 100 лет длина его порядка 70 метров, обводное русло из-за малой воды пересохло. Провели разведку завала подключили водолазов, по докладу подводников на глубине полметра лежат стволы дубов в диаметре до 1 метра. Для полного разбора завала нужно минимум 2 недели, тяжелая техника или подрывные работы. Приняли решение сделать обнос своих плавсредств по пересохшему руслу (Были разобраны все плавсредства и перенесены в ручную до чистой воды), и пробить в завале проход для байдарок, ведь река Пра считается одним из лучших байдарочных маршрутов ЦФО. За 4 дня нас обогнали 6 групп туристов байдарочников. После обноса сразу встали на стоянку для организации работ.

19.06.2019 г. – 8.00 подъем. Приступили к работам на завале. В 19.00 проход для байдарок был готов. В 20.30 мимо нас проходила очередная группа байдарочников из 18 байдарок. Они были готовы переносить свои байдарки, но были приятно удивлены, что в завале есть проход. Благодарили нас за работу на этом завале и предыдущих.

20.06.2019 г. – 9.30 вышли на воду. Подошли н.п. Горки, к предполагаемому завалу у деревянного моста. Завала у моста не оказалось. Из опроса местных жителей мы выяснили, что река сильно обмелела в этом году и местное население в конце мая месяца само повытаскивало все деревья из воды. У нас появился шанс пусть немного но нагнать график.  К 14.00 подошли к самому известному и большому завалу перед мостом н.п. Деулино. Нашли площадку встали на стоянку. В 21.00 обнаружили что поплавок одного из катамаранов полностью спустил. Ремонтные работы продолжались до 2 часов ночи.

21.06.2019 – 8.00 подъем. Провели разведку завала. Вдоль правого берега проходил свободный ручей шириной полтора метра, остальное русло реки было перегорожено огромным завалом площадью более 7000 квадратных метров. Завал на столько старый, что на нем самом растут кустарники и деревья. Было принято решение проверить с помощью водолазов правую проточину, она идет вдоль яра и начать работы там. Водолазы проверили предполагаемое место очистки и доложили что под водой особых препятствий нет, есть пара бревен которые мы выдернем с помощью веревок. Составили план работ на 22.06.

22.06.2019 г. – 8.00 подъем. Начали работы. К 18.00 нами был пробит проход вдоль правого берега шириной до 7 метров. Опять встретили байдарочников, получили слова благодарности.

23.06.2019 г. – 9.30 вышли на воду. Из-за сильного течения свои плавсредства по сделанному коридору провели на веревках. 10.30 подошли к населенному пункту Деулино. Заправились питьевой водой, пополнили запасы хлеба в местном магазине. В 13.00 на головном катамаране на подводной коряге был пробит правый поплавок. Приняли решение дойти до Старого Кудома на двух целых. В 15.00 подошли к предполагаемому завалу. Завал оказался плавающим (т.е. его не держали лежащие на дне огромные бревна). И пока в течении двух часов растаскивали и распиливали завал, успели заклеить поплавок катамарана. В 17.30 продолжили движение. В 19.00 встали на стоянку.

24.06.2019 г. – 9.30 вышли на воду. Река стала заметно шире и еще мельче. Очень много бурлачим свои плавсредства. Обнажилось много коряг, которые раньше прошли бы не заметив их. В 12.30 подошли к остаткам разрушенного моста в районе урочища кордон Красинский. Видно что последнее половодье сделало свое дело, от моста осталось не больше трех столбов у левого берега русло было чистое, только коряги по берегам. Но за много лет завал сделал свое дело, он намыл такую мель, что нам пришлось бурлачить свои плавсредства 300 метров. Позже последние остатки моста мы видели по берегам. Но день не закончился такой легкой победой, на одной и той же подводной коряге был пробит рафт Триал 550(дыра больше 50 см) и второй катамаран. Ближайшую стоянку обнаружили только через километр и пришлось двумя целыми рафтами против течения перевозить сначала имущество, а потом буксировать пробитые плавсрелства к месту стоянки. Ремонт затянулся до 3 часов ночи. Опоздание от графика составляет трое суток. Вечером провели совещание на тему: Территориально наш проект завершен мы вышли из Национального парка Мещерский и мы можем двигаться дальше не обращая внимания на завалы, чтобы нагнать график. Но было принято решение раз уж мы здесь продолжить работы пока река Пра не впадет в Оку. Тем более, что покидая один заповедник мы зашли на территорию Окского Биосферного Государственного заповедника.

25.06.2019 — 9.30 вышли на воду. Через один час пути обнаружили, что река побила себе новое русло и течет практически через лес. По навигатору по спутниковой карте увидели, что этот участок составляет больше 3 километров. Река стала очень узкой очень глубокой, что затрудняло работы, течение усилилось. Мы столкнулись со следующей проблемой деревья, которые держали завалы корнями находились еще в дне. По этому мы разгребали плавающие бревна и коряги. В 14.00 вышли в старое русло. Через один километр пути увидели сильный дым. Подошли к «дикой стоянке» туристов где оставленный не затушенный костер из-за жаркой погоды перерастал в лесной пожар. Потратили 1 час времени, чтобы все затушить. К 17.00 подошли к населенному пункту Брыкин Бор заправились водой и двинулись дальше искать стоянку. Река не как не хотела нас отпускать перед самым заходом на стоянку был пробит один из рафтов Тритон 460. Опять ремонтные работы до ночи.

26.06.2019г. – 8.00 подъем. 9.30 вышли на воду. У моста населенного пункта Брыкин Бор, сопровождающий нас автомобиль подвез нам запас хлеба и вторую половину запаса продуктов на дальнейшее движение. В конце этого дня мы планировали выйти в реку Оку. Подойдя к устью реки Пра мы неожиданно обнаружили, что прямой выход в Оку перекрыт корягами и мелью, а очень узкая протока уходила в лево в озеро Лопата. Мы двинулись в протоку. Двигаясь по ней мы даже не могли работать веслами из за ее ширины. Двигались отталкиваясь шестами. Через 2 километра вышли в озеро Лопата и встали на весла. По такойже узкой протоке на шестах из озера Лопата мы вышли в Оку. И встали на стоянку. Перевязали два катамарана в десяти весельный , 12 метровый плот, свернули весь клеянный переклеянный рафт Триал 550, в готовности двигаться по Оке.

27.06.2019г. — подъем в 7.00. 8.30 вышли на воду. Погода сильно изменилась. Похолодало, начались дожди. Прошли 36 километров встали на стоянку в н.п. Лашма Рязанской области.

28.06.2019г. — подъем в 7.00. 8.30 вышли на воду. Погода по-прежнему холодная и сырая. Прошли 42 километра встали на стоянку в 10 километрах от города Касимов.

29.06.2019 — подъем в 8.00. 9.30 вышли на воду. С самого утра холодно, сильный дождь и встречный ветер. Волна больше полуметра. Плавсредства идут под навесами очень большая парусность. Из за вего этого скорость очень маленькая. В 13.00 подошли к станции ГИМС МЧС России города Касимова. Для молодого звена похода была организованно встреча с родителями. Сотрудники ГИМС открыли свои помещения, включили отопление и предложили остаться у них на ночевку. Было принято решение, что из-за погодных условий лучше переночевать здесь. Прошли 13 километров.

30.06.2019 г. – подъем в 7.00. 8.30 вышли на воду. Погода гораздо улучшилась. В 14.00 на пути встретился севший на мель трех палубный туристический теплоход. Нам с долей юмора пожелали не сесть на мель. Встали не стоянку в районе н.п. Щербатовка Рязанской области. Прошли 41 километр.

01.07.2019 г. — подъем в 7.00. 8.30 вышли на воду. Погода хорошая. Прошли 42 километра. Встали на стоянку у населенного пункта Нарышкино Рязанской области.

02.07.2019 г. — подъем в 7.00. 8.30 вышли на воду. Погода хорошая. Сильный встречный ветер. Прошли 42 километра. Встали на стоянку в районе н.п Окшово Владимирской области.

03.07.2019 г. — подъем в 7.00. 8.30 вышли на воду. Погода хорошая. Сильный встречный ветер. Прошли 20 километров. В 12.00 прибыли на базу отдыха «Спутник» Муромского Приборостроительного завода Владимирской области. Приступили к свертыванию плавсредств и имущества.

04.07.2019 г. – подъем в 8.30. Погода хорошая. 10.00 прибыл грузовой и пассажирский транспорт. Начали загрузку. В 14.00 дети переданы родителям, имущество выгружено. Водный сплав завершен.

Итоги:

— Пройдена дистанция – почти 500 км;

— Заболевших и покинувших водный сплав нет;

— Разобрано малых и средних завалов — 27;

— Пробиты коридоры в крупных завалах – 2;

— Освобождены пролеты деревянного моста — 1

— Произведен мелкий ремонт и уборка на 12 туристических стоянках;

— Погашено незатушенных костров (1 из них переходящий в лесной пожар) -4.